После того, как Турция в ноябре 2015 года сбила российский военный самолет все контакты между главами стран были заморожены. В результате введения российских санкций двусторонний товарооборот в 2015 году упал на 26%, до 23,3 млрд долларов. Однако после того как Эрдоган написал письмо Путину с извинениями, они дважды пообщались по телефону и дело сдвинулось с мертвой точки. Сейчас ситуация на внешнеполитической арене достаточно сложная, и это «свидетельствует о том, что турецкие партнеры действительно заинтересованы в восстановлении многопланового сотрудничества с нашей страной».
Одной из важнейших тем повестки дня, безусловно, станут совместные экономические проекты. В частности, будут обсуждаться строительство первой в Турции АЭС "Аккую", "Турецкого потока", участие турецких компаний в строительных программах на российской территории, различные проекты по линии РФПИ. "Важно сейчас провести обстоятельный разговор, посмотреть, где мы находимся и наметить возможные перспективы", - пояснил помощник главы государства Юрий Ушаков. "Крайне важный характер встречи не нуждается в наполнении какими-либо документами. Главное чтобы, президенты достигли взаимопонимания", - подчеркнул он.
Турция ищет политических и экономических союзников на фоне охлаждения отношений с США и Евросоюзом, отмечает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. Других стратегических партнеров, кроме России, у нее нет. От санкций страна теряет от 6 до 13 млрд долл (если дополнительно учитывать потери от туризма). Санкции могут быть постепенно отменены при условии уступок российским интересам.
Но, указывает эксперт, несмотря на потепление межгосударственных отношений, полностью восстановить ущерб в ближайший год не получится. Туристический сезон подходит к концу, и даже если чартеры возобновятся в этом году, то поток составит лишь примерно 1/10 от прежнего. На будущий год перспективы туманны, поскольку вопросы безопасности туристов не решены. Турцию также интересует вопрос поставок в Россию продовольствия, что принесло бы в этом году порядка 1,5 млрд долларов. Другое крупное направление - работа турецких строительных компаний. Но объем коммерческого строительства в России сократился на 35%.
Для России приоритетным является проект "Турецкий поток". «Я полагаю, – говорит Георгий Ващенко, – этот вопрос будет ключевым при обсуждении вопроса отмены санкций. Однако и для России это не полная победа, поскольку является лишь частью более масштабного проекта по поставке свыше 30 млрд куб. м. газа в страны Южной Европы». Тем не менее, уверен он, переговоры будут непростыми, поскольку Евросоюз оказывает сильное давление на Турцию в этом вопросе, и судьба газопровода прояснится не раньше конца года.
До наступления кризиса в экономике России, вызванного почти двукратным снижением цен на нефть, и задолго до введения санкций, Турция являлась одним из крупнейших внешнеторговых партнеров России, масштабы финансовых и товарных потоков при этом превышали аналогичные, например, с Германией, крупнейшим торговым партнером России в Европе и мощнейшей экономикой ЕС, рассказывает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Даже при условии начала спада в экономике России во втором полугодии, по итогам 2014 года российско-турецкий товарооборот превысил в денежном выражении 31,6 мрлд долларов.
Как напоминает эксперт, кризис и снижение потребления на внутрироссийском рынке привело к резкому снижению спроса на импорт, при этом пострадали не только страны, включенные в санкционный список, но и такие торговые партнеры, как Турция. Даже в отсутствие ограничений на импорт турецких товаров, введенных указом президента с 1 января 2016 года, товарооборот между странами по итогам 12 месяцев 2015 года упал почти на треть до 23 млрд долларов. При этом объемы торговли с другими крупнейшими партнерам России в 2015 году снижались куда стремительнее.
Все дело в том, объясняет Кирилл Яковенко, что в торговле с Турцией России почти всегда удавалось поддерживать положительное сальдо торгового баланса, проще говоря, в отличие от отношений со странами ЕС, Турция являлась в большей мере импотером, чем экспортером и потребляла российских товаров больше, чем поставляла на российский рынок. Сейчас российские аграрии говорят о возможном вреде в случае снятия санкций на ввоз турецкой продукции в Россию. Аналитик считает, что опасаться тут попросту нечего.
Рост цен на импорт в результате девальвации рубля и без эмбарго снизил долю турецких продуктов на прилавках до символических 2-3%, в то же время именно Турция даже в прошлом сельскохозяйственном году, оставалась вторым крупнейшим (после Египта) потребителем российского зерна, закупки которого в среднем составляют не менее 8 млн тонн в год, а в этом году, с учетом планов России поставить на экспорт не менее 35,5 млн тонн и прогнозов относительно неурожая в ЕС, Турция вполне может закупить 9-10 млн тонн зерновых. Но это, конечно, при условии, что российская сторона если не отменит, то приступит к подготовке к отмене антитурецких санкций уже августе-сентябре. «Так что я бы поспорил со сторонниками протекционистской политики в Минсельхозе относительно эффектов от отмены санкций», - говорит Яковенко.
Второй важный момент в вопросе об отмене санкций - это, конечно крупные инфраструктурные проекты в сфере энергетики и топлива. И, продолжает аналитик, даже на момент подписания антитурецких санкций мало кто верил в то, что проект строительства АЭС "Аккую" будет отменен вовсе. Во-первых, Турция не намеревалась отказываться от проекта в принципе - для Анкары это стратегически важный проект на пути к обеспечению энергетичской безопасности страны и стремлению к выходу на один уровень с наиболее развитыми странами ЕС, где атомная энергетика, несмотря на критику, занимает очень важное место.
Собственно, с введением санкций Анкара оказалась в очень невыгодном положении, проект по сути оказался на грани срыва: с одной стороны ЕС выступал с резкой критикой проекта и было совершенно очевидно, что Европа совершенно точно не готова поставить всю необходимое оборудование, с другой стороны, проект изначально создавался именно под российские энергоблоки и его изменение во-первых сдвинуло бы сроки запуска на 5-7 лет, а во-вторых, увеличило бы стоимость как минимум вдвое. На мой взгляд, сейчас, учитывая охлаждение в отношениях Турции и ЕС, проект будет возобновлен уже до конца текущего года.
Турецкий поток, считает Кирилл Яковенко, скорее всего, также будет разморожен. Учитывая, что с отказом от него страны периферии ЕС получили на руки ощутимые козыри при обсуждении проекта второй ветки Северного потока, Россия как никогда раньше нуждается в альтернативном маршруте поставок. Турция и ЕС "помирятся", учитывая фактор неудавшегося переворота с участием генералитета НАТО, еще очень и очень нескоро - это как раз на руку Москве и сейчас условия для подписания нового соглашения по Турецкому потоку могут быть выгодными как никогда. Опять же проект также будет разморожен уже до конца года.
Следует также отметить, что в понедельник премьер Болгарии Бойко Борисов впервые лично допустил возобновление проекта "Южный поток", что станет дополнительным аргументов в пользу разморозки "Турецкого потока". Страна создаст с Россией рабочую группу, которая обсудит восстановление проекта газопровода. Борисов объявил об этом после разговора с Владимиром Путиным, который состоялся в пятницу.
"Болгария и Россия договорились создать рабочие группы по восстановлению российских энергетических проектов, включая строительство газопровода "Южный поток", - цитирует болгарского премьера Bloomberg.
|