Вашингтон и Брюссель запрещают Греции занимать у РФ деньги на спасительный энергопроект.
США и ЕС последовательно блокируют любые попытки стран Юго-Восточной Европы подключиться к перспективным российским энергетическим газотранспортным проектам по доставке «голубого топлива» в обход Украины.
Как сообщил замминистра финансов России Сергей Сторчак, Афины не смогут привлечь финансирование Москвы на строительство греческого участка газопровода «Турецкий поток». «С точки зрения программы, которую реализует Греция с МВФ, у нее, скорее всего, ограничения на суверенное заимствование», — пояснил чиновник. Он также подчеркнул, что в таких случаях ЕС запрещает занимать деньги где-либо, кроме самого Евросоюза.
Судя по заявлениям высокопоставленных чиновников и общей антироссийской энергетической линии Брюсселя, денег на реализацию «Турецкого потока», который помог бы Греции за счет транзитных платежей расплатиться с долгами, Афины не получат. И это при том, что Москва была готова предоставить Греции от 3 млрд. до 5 млрд. евро в счет будущей прибыли от транзита газа по газопроводу.
Учитывая, что переговоры Греции с представителями Франции и Германии о новых кредитах на саммите ЕС в Риге окончились безрезультатно (в повестке стоял вопрос о предоставлении стране транша в размере 7,2 млрд. евро), Брюссель по отношению к этой стране занял классическую позицию «собаки на сене». В данном случае Греция стала заложницей геополитического противостояния России и евроатлантических элит, которые явно задались целью, если не полностью разорвать, то максимально ослабить торговые связи между Россией и Европой в наиболее актуальной для торгового взаимодействия обеих сторон энергетической сфере.
Вступив с подачи США в конфронтацию с Россией по поводу Украины, еврочиновники, кажется, готовы поставить на карту даже судьбу европейского проекта. «Те 1,6 млрд. евро, которые Греция должна выплатить Международному валютному фонду в июне, не будут выплачены, поскольку у страны нет таких денег», – заявил глава МВД Греции Никос Вуцис. Напомним, общая сумма задолженности Греции перед кредиторами составляет более 300 миллиардов евро. В такой ситуации, как отмечают многие комментаторы, греческая правящая партия «Сириза» может предпочесть дефолт и выход из ЕС заключению нового соглашения с ЕС, если сторонам не удастся согласовать его условия.
Министр энергетики Греции Панайотис Лафазанис высказался по этому поводу еще более откровенно: «Кто сказал, что выход из еврозоны и возврат к национальной валюте — катастрофа?». Не исключено, что и другие страны Евросоюза, оказавшиеся в патовой экономической ситуации из-за геополитических амбиций Брюсселя и диктата со стороны США, тоже задаются этим вопросом.
Всё, что Брюссель делает в отношении России, в частности, блокируя энергетические проекты «Южного» и «Турецкого потоков», это на 100% политически мотивированные акции, считает член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.
– Эти проекты для стран Европы очень выгодны. Самый выигрышный вариант представлял «Южный поток». К моменту его ветирования со стороны Брюсселя, уже были подписаны межправительственные соглашения. Кроме того, был создан консорциум, который должен был строить морскую часть трубопровода. Причем, как предполагалось, что в проекте примут участие компании из крупных европейских государств. Соответственно, риски для каждой страны были бы минимальны.
— И тут евробюрократия под диктовку США «поставила палки в колеса» «Газпрому», а в его лице - всему российскому государству.
– Чиновники из Брюсселя не учли только того, что другой конец этой палки ударил по самим европейцам. Потенциальные страны-участницы «ЮП» с нескрываемым неудовольствием восприняли его отмену. Некоторые до сих пор надеются на то, что этот проект будет «разморожен» (в частности, Болгария).
Затем мы пошли на совместный проект с Анкарой. Стороны продемонстрировали готовность к конструктивному диалогу. И в этом случае выигрывает не только Россия, но и европейцы. По подсчетам компании «BP» к 2035 году потребности Европы в «голубом топливе» вырастут примерно на $100-150 млрд. кубометров и составят примерно 600 млрд. кубов.
— Откуда взять такие объемы, если Брюссель откажется от российских услуг?
– Пока это вопрос, на который нет ответа. Более того, мы на сегодняшний день поставляем определенный объем газа в Европу (обеспечиваем примерно треть всех потребностей), но его явно недостаточно. ЕС надеется на Норвегию, которая сейчас испытывает спад в добыче газа. Мы видим, что месторождения Северного моря, которыми пользуется Великобритания, истощены. Как ни странно, несмотря на присоединение к санкциям против РФ, Лондон просит у Москвы увеличить объемы поставки газа. Мы даже заключили соответствующее соглашение на несколько лет.
— Северная Европа оказалась в выигрышном положении за счет всё того же российского «Северного потока», а Балканам, получается, США и Брюссель прописали «энергетическое голодание»?
– Абсолютно верно. Посмотрите, что сегодня происходит в Македонии, в стране, которая могла бы стать «воротами» для российского газа на Балканах. Этот неожиданный македонский Майдан, безусловно, связан с борьбой против российского энергетического присутствия в Европе. Плюс, следует учитывать, что эта страна не присоединилась к санкциям против России. Видимо, не случайно, волнения начались вскоре после того, как в Скопье приехал посол США Джесс Бейли, который долго работал в Турции и имеет отличные связи в регионе. Понятно, что этот конфликт имеет под собой давнюю подоплеку, но то, что он вспыхнул именно сейчас, отнюдь не случайно.
Так же не случайно, что сейчас меняют свою позицию по отношению к «Турецкому потоку» сербы. Президент Томислав Николич сначала поддержал этот проект, а буквально на следующий день сербская дипломатия «уточнила»: власти страны поддерживали более выгодный «Южный поток», а «Турецкий поток» им якобы не нужен.
— При том, что потребление и транзит российского газа помогло бы решить часть экономических проблем как Греции, так и Сербии, и Македонии.
– Разумеется. Это удивительно, но под нажимом со стороны Брюсселя свою риторику меняет и греческое руководство. В свою очередь, еврокомиссары «сверяют часы» с Вашингтоном. И мы это отчетливо видим и на других площадках, например, в ходе переговоров между «Газпромом» и «Нафтогазом».
Я не знаю, о чем думают европейцы, если у них объемы потребления газа будут только расти, а внутренняя добыча упадет на 45% к 2030 году.
— Если верить заверениям евробюрократов, то теперь они делают ставку на проект «Южный газовый коридор».
– Он предполагает разработку газовых месторождений на шельфе Черного и Средиземного морей. Но главным источником углеводородного сырья должен стать Азербайджан, где планируется разрабатывать вторую стадию месторождения «Шах-Дениз». Доказанные запасы месторождения составляют 1,2 триллиона кубометров газа, но пока добываются малые объемы.
На европейский рынок Азербайджан готов поставить газ в объеме 10 миллиардов кубометров с этого месторождения. Понятно, что это не то количество, которое может покрыть все потребности европейцев. В этой связи они продолжают надеяться на Туркмению. По оценкам, это четвертая в мире страна по запасам газа. Но здесь существует транзитная проблема – Россия заблокирует строительство Транскаспийского трубопровода, поскольку статус Каспия до сих пор не урегулирован. Во-вторых, у туркмен большие объемы газа законтрактованы Китаем, где находится более премиальный рынок.
— Россия также приобретает газ у Туркмении…
– Это так. Но, на мой взгляд, нашей стране нужно постепенно отказываться от закупок туркменского и азербайджанского топлива. Но делать это нужно постепенно, и с согласия партнеров. Если посмотреть вариант с поставками из Казахстана, то его экспортный потенциал на ближайшие 10-15 лет оценили от 5 до 10 млрд. кубов в год. Причем, Астана, скорее всего, направит свои углеводороды на тот рынок, где более высокие цены. Это азиатские страны и, в первую очередь, Китай.
— А что касается перспектив возвращения Ирана на рынок углеводородов?
– Из-за продолжающихся санкций нефтяная отрасль этой страны переживает упадок. Соответственно, не хватает нефтедолларов на то, чтобы развивать смежный газовый сектор. К тому же наивно полагать, что США резко снимут санкции с Ирана уже этим летом, как некоторые ожидают. Американцам невыгодно отменять нефтяное эмбарго, наложенное на Тегеран. Поскольку они сами хотят наводнить европейский и азиатский рынки своим сжиженным газом.
Цены на нефть (к которым привязаны цены на природный газ, а также СПГ) нестабильны. Как только они «доползут» до $70 за баррель, рентабельность сланцевых проектов в США станет достойной. Но опять же, поставки СПГ на азиатский и европейский рынки не будут такими, чтобы покрыть все потребности. Вот почему в интересах Европы использовать все источники – и «Южный газовый коридор», и СПГ (как американский, так и ближневосточный), и, конечно, российские энергетические возможности. Что касается РФ, то в наших интересах отстаивать позицию, чтобы наше «голубое топливо», по-прежнему, составляло треть в энергобалансе ЕС.
— Чем можно объяснить странную логику, которой придерживаются в Брюсселе – с Россией сотрудничать в газовой сфере выгодно, но, нет, спасибо, не надо.
– Только одним – доминированием США, которые навязывают европейской бюрократии свою волю. Цель – ослабление своего конкурента в лице ЕС, захват европейского рынка (включая энергетический), отсечение России от Европы. Пока они действуют больше в рамках информационной войны. Не поставляя реальные объемы газа, они всё же пытаются склонить на свою сторону европейцев.
— Кому выгодно создание «Энергетического рейха» (союза) в ЕС?
– Если правила Энергосоюза будут касаться спотовой торговли, то это погубит всё. Что касается долгосрочных контрактов, то здесь другая история. В ходе заключения долгосрочных контрактов содействие Брюсселя будет нелишним. Но опять-таки, это надо садиться и обсуждать, а не навязывать свою волю из одного центра, у кого покупать газ и за сколько.
Если даже свои европейские игроки (такие как Норвегия) выступают против, это говорит лишь о том, что проект Энергосоюза в нынешнем виде не доработан. А, значит, такой механизм будет нежизнеспособен. Все-таки европейцы привыкли ощущать внутреннюю свободу. У них немного другие стандарты ведения бизнеса.
Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:
– В настоящее время мы видим, что идет борьба за Грецию. В частности, за её энергетический статус. Для того, чтобы заблокировать строительство «Турецкого потока», власти ЕС используют кредитные обременения Греции, которые очень трудно обойти по юридической линии. Но это ещё не финальная резолюция. Многое будет зависеть от нового руководства Греции – как оно будет реагировать на такие обременительные сценарии, на попытки связать ей руки со стороны Европы.
Скорее всего, Брюссель будет вовлекать греков в иные, альтернативные российским проекты вроде «Южного газового коридора».
— Но в этом случае финансировать работы по строительству ниток газопровода на территории европейских транзитеров придется самому Брюсселю.
– В этом плане европейцы занимают удивительную позицию – они не хотят давать Греции деньги, но при этом стремятся политически диктовать ей свою волю. Ведь блокируются те российские проекты, под которые Москва готова открыть кредитную линию. В то же время не факт, что еврокомиссары выделят грекам деньги на строительство греческого участка трубы в рамках ЮГК. Мы помним, чем закончились разговоры о прокладке обходного маршрута «Набукко», как в Брюсселе урезали финансирование этого проекта. Нежизнеспособные антироссийские фантомы имеют обыкновение быстро разваливаться.
Прожекты, связанные с прикаспийским газом, который должен появиться в ЕС, это пока тоже локальный сценарий. 10 млрд. кубов, которые может поставлять Азербайджан, - «капля в море». Достаточно сравнить объемы: по «Турецкому потоку» Москва планировала поставлять (с учетом первой ветки, газ из которой пойдет на турецкий рынок) свыше 40 млрд. кубов в год. А в идеале этот транзитный маршрут можно было бы «разогнать» и до 60 млрд. кубов. Что полностью соответствовало бы параметрам «Южного потока».
— Может ли Европа рассчитывать на иранский газ?
– В принципе, Тегеран - стратегический конкурент России. Помогая ему выстраивать диалог с Западом по «ядерной программе», мы, получается, где-то поступаемся собственными интересами. Но в течение ближайших 5-7 лет говорить о каком-то прорыве в этом вопросе рано. Москва ведет тонкую игру – несмотря на то, что летом должно быть заключено соглашение по иранскому «ядерному досье», остается очень много вопросов. Тегеран ультимативно настаивает на единовременном снятии всех санкций, включая нефтяное эмбарго. В противном случае, ни о каком дальнейшем разговоре речи быть не может. США выдвигают прямо противоположные требования, говоря о постепенном снятии санкций в обмен на «правильное» поведение по ядерному вопросу. Так что летом, я думаю, мы не увидим того, что стороны придут к консенсусу по этому вопросу.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин напоминает, что никто пока не отменял транзит российского газа через территорию Украины.
– Видимо, в Брюсселе до сих пор рассматривают это как альтернативу «Турецкому потоку».
— Альтернатива, надо сказать, весьма сомнительная, если учитывать, что речь идет о государстве, на территории которого бушует гражданская война…
– Дело не в этом. У «Газпрома» подписаны с покупателями из ЕС долгосрочные контракты, в которых четко указаны точки входа российского газа в ГТС европейских стран.
— Разве это такая юридическая проблема - перезаключить контракты, определив более безопасные, надежные маршруты и «точки входа», чем нынешняя Украина?
– Для отдельных стран-потребителей это не проблема. Но ЕС в целом хочет укрепить энергетические связи внутри Европы, создав систему взаимосвязанных трубопроводов. Да, они потратят на это немалые средства (по разным оценкам от 100 млрд. евро). Чтобы газ мог доходить до тех стран, которые сейчас на 100% зависят от транзита через Украину.
Второе направление - это СПГ. В силу того, что цена на нефть сильно упала, он по своим ценовым параметрам приблизился к стоимости трубопроводного газа.
Третье направление это «Южный газовый коридор». Планируется, что 10 млрд. кубов это только начало – к середине 2030 гг. объемы увеличатся в три раза.
— За счет каких источников?
– За счет подключения дополнительного туркменского месторождения.
— А каким образом в ЮГК попадет туркменский газ, если Москва имеет право заблокировать строительство Транскаспийского газопровода?
– Вы правы, здесь есть масса вопросов. Я просто рассказываю о том, как европейцы мыслят. Естественно, что пока это всё на уровне «хотелок». Европа планировала «слезть с газовой иглы» «Газпрома» ещё в середине 2000 гг. Но за это время практически ничего сделано не было. Так что перспектива реализации антироссийских энергетических проектов находится под большим вопросом. Тем более, что заниматься этим будут не европейские чиновники, а бизнес, который умеет считать деньги. Если в этом не будет никакого экономического смысла, то никто за это не возьмется. Но пока в ЕС политика преобладает над экономикой.
— Возвращаясь к Греции, которой транзитные выплаты России помогли бы отойти от края финансовой пропасти под названием дефолт...
– При желании Евросоюз может легко предотвратить и дефолт, и выход Греции из состава ЕС. В эту страну уже инвестировали свыше 300 млрд. евро. Финансовые возможности Евросоюза весьма велики. Тем более, что под боком находится ещё один мощный валютный станок в США, которые не заинтересованы в распаде ЕС. При желании они могли бы помочь Греции. Здесь, скорее вопрос политической дисциплины: Брюссель хочет командовать в Европе, заставляя страны ЕС играть по общим правилам.
|