В «Газпроме» состоялась рабочая встреча председателя правления компании Алексея Миллера и чрезвычайного и полномочного посла КНР в Российской Федерации Ли Хуэя.
Участники встречи высоко оценили уровень и динамику развития российско-китайских отношений в газовой сфере. Стороны отметили, говорится в сообщении газового монополиста, что двустороннее партнерство охватывает значительное количество направлений и продолжает расширяться.
Ключевым пунктом повестки остаются поставки в Китай российского трубопроводного газа. Стороны подтвердили полное соблюдение графика реализации проекта поставок газа по «восточному» маршруту и обсудили ход переговоров по проекту поставок по «западному» маршруту. На встрече также была подчеркнута важность сотрудничества в таких сферах как подземное хранение газа, газовая энергогенерация и газомоторное топливо.
Напомним, в 2014 году «Газпром» и китайская государственная нефтегазовая компания CNPC подписали Договор купли-продажи российского газа по «восточному» маршруту (по газопроводу «Сила Сибири»). Договор заключен сроком на 30 лет и предполагает поставку в КНР 38 млрд куб. м газа в год. В 2015 году «Газпром» и CNPC подписали соглашение об основных условиях трубопроводных поставок газа с месторождений Западной Сибири в Китай по «западному» маршруту (газопроводу «Сила Сибири-2»). Первоначально предусматривается поставка в Китай 30 млрд куб. м газа в год.
Позже, в 2015 году «Газпром» и CNPC подписали меморандум о взаимопонимании по проекту трубопроводных поставок природного газа в Китай с Дальнего Востока России.
По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, у сторон нет существенных разногласий по срокам. Для Газпрома важно зафиксировать объемы, чтобы иметь стабильного потребителя. Дело в том, что азиатский рынок - премиальный по цене, и конкуренция со стороны СПГ там высокая, в том числе, за счет проектов того же Газпрома на Сахалине. За счет крупных объемов можно отсечь более мелких конкурентов. При текущих ценах это прибавит не менее 2 млрд к EBITDA. Но спешка в этом вопросе тоже, возможно, ни к чему: если цена к тому времени вырастет, то это будет дополнительным аргументом за строительство.
Действительно, соглашается аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, если взглянуть на сетку российско-китайских переговоров по газовым проектам в этом году, то практически раз в два месяца в СМИ проходит информация – что «Сила Сибири» строится в соответствии с графиком и газ в Китай пойдет по трубам уже в 2019 году. Между тем важно понимать, что изначально дата пуска газопровода намечалась на 2-ю половину 2018 года. Позже сроки немного сдвинули до мая 2019 года, между тем в заявлениях энергетических чиновников прослеживалась неопределенность даже относительно этой даты, например в апреле этого года один из представителей Минэнерго обозначил, что поставки могут начаться в 20-21гг но быстро отказался от своих слов, подчеркнув что это были оговорки.
Более того, напоминает эксперт, из последнего отчета по итогам первого квартала 2016 года монополист изъял информацию о точном пуске начала добычи газа на Чаяндинском месторождении, а также сроки ввода в эксплуатацию первоочередного участка газопровода, что также может наводить на мысли об очередной отсрочке. Это подтверждает и тот факт, что трубники в этом году отгрузили меньше продукции для основных потребителей, так, мы отмечаем снижение выпуска труб большого диаметра (ТБД) у Группы ЧТПЗ – Челябинский трубопрокатный и у Первоуральского новотрубного завода, которые являются одними из основных поставщиков для Силы Сибири и Транснефти. Так из ТБД отгружено всего 323 тыс т, что на 37% меньше 1 полугодия 2015 года. Иными словами теоретически можно предположить, что газопровод прокладывается с небольшой пробуксовкой.
Между тем, считает Антонов, нет оснований предполагать что Сила Сибири встанет в строительстве, стороны все-таки обязаны выполнять свои обязательства тем более что на данный момент Газпром находится не в лучшем положении, ситуация с Северным Потоком-2 для поставок газа в Европу совершенно неоднозначная и обеспечение стабильных поставок 30 млрд куб м газа в год для Китая – надежный способ закрепится на Востоке. Более того у Газпрома на данный момент перепроизводство сырья составляет более 200 млрд куб м газа и в его интересах успеть в срок запустить поект к маю 2019 года – китайцы находятся в более выигрышном положении, за срыв сроков по обязательствам они могут попросить еще скидок на газ и нефть, а также медлить с ответом по Силе Сибири-2, которая подразумевает поставки еще 38 млрд куб м газа в год.
Безусловно, уверен аналитик, сейчас Сила Сибири для Газпрома выглядит скорее обременительным проектом – это связано в первую очередь с тем, что когда шли переговоры и подписывалось соглашение нефть стоила выше 100 долл за баррель. Сейчас же ее цена делает проект практически нерентабельным и поставки газа при ее сохранении на этом уровне будут лишь поддерживать жизнеспособность компании в ожидании лучших времен.
Между тем согласно китайской энергетической стратегии до 2030 года стране необходимо перевести собственную промышленность и генерации теплоэнергии с угля на газ, и внутреннее потребление газа с текущего в размере 53 млрд куб м в год должно составить 270 млрд куб м. при осуществлении перехода в ближайшие 7 лет потребление должно дорасти до 100 млрд куб м газа ежегодно. При таком раскладе, полагает Алексей Антонов, Сила Сибири-1 могла бы закрывать потребности Китая в газе более чем на половину и строительство второй ветки восточного маршрута в этой ситуации вполне логично.
Другой вопрос, захочет ли Китай строить Силу Сибири-2 и согласится ли Газпром на обозначенные условия, ведь строительство инфраструктуры по российской стороне финансируется за счет монополиста, а условия прокладки для компании одни из самых дорогостоящих, напомним что общая стоимость проекта оценивается в 44,3 млрд долл и несмотря на то что из-за девальвации российской валюты он подешевел с 55 млрд долл – добиться безубыточности при неполной загрузки трубопровода будет крайне тяжело. Добавим сюда, что Китай рассматривает в качестве поставщика газа еще и такие страны как Туркмения, Казахстан и Мьянма. Также дорогу может перейти проект Ямал СПГ от НОВАТЭКа.
|