Энергетический ключ к Турции
Стратегическими успехами характеризуется сотрудничество России с ведущим государством Восточного Средиземноморья – Турцией. Центральное место в этом сотрудничестве занимает энергетическая сфера. Достаточно сказать, что более 50% импортируемого газа Турция приобретает у РФ (26 млрд кубометров из 45). При этом по объёмам закупок российского «голубого топлива» она уступает только одной стране – Германии.
В ходе декабрьского визита в Турецкую Республику президент России Владимир Путин фактически запустил процесс перехода и без того масштабного энергетического взаимодействия двух стран на качественно новый уровень. Во главу угла положен проект
газопровода «Турецкий поток», объявленный взамен провалившегося «Южного потока». Трубопровод мощностью 63 млрд кубометров пройдёт с российского побережья Кавказа по дну Чёрного моря до европейской части Турции и затем по турецкой территории до границы с Грецией, где планируется построить мощный газовый хаб для европейских стран-потребителей. Российский «Газпром» и турецкая Botas Petroleum Pipeline Corporation уже заключили меморандум о взаимопонимании по строительству морской части газопровода и первую его нитку планируется ввести в строй уже в декабре 2016 года.
Новый газотранспортный проект сулит Турции значительные экономические и геополитические выгоды, а для России остаётся единственным вариантом снять риски транзита «голубого топлива» через украинскую территорию.
Кроме «Турецкого потока», Москва и Анкара договорились об увеличении поставок российского газа на турецкий рынок на 3 млрд кубометров и расширении мощности уже существующего морского газопровода «Голубой поток» за счёт модернизации компрессорных станций. Также российская сторона согласилась снизить стоимость газа для Турции на 6% с перспективой дальнейшего снижения цен по мере реализации совместных крупных проектов.
Помимо этого, на двусторонней повестке дня находится проект строительства первой в Турции атомной электростанции «Аккую». Планируется, что Москва инвестирует в АЭС 20 млрд долл., причём возводить и эксплуатировать её будет российская компания «Атомстройэкспорт» («дочка» «Росатома»). Проект предусматривает не только строительство электростанции, но и перспективу создания в Турции атомной отрасли.
В период заморозков в отношениях с западными странами для России вдвойне вырастает значимость взвешенной политической позиции Турции. Так, с самого начала украинского кризиса и по сей день она не присоединилась к антироссийской политике Запада: не ввела против нашей страны санкции и не стала, подобно Польше и Прибалтике, призывать НАТО к усилению военного присутствия на своей территории из-за «российской угрозы». Не исключено, что без умиротворяющего влияния Анкары на крымско-татарский меджлис воссоединение Крыма с Россией не прошло бы столь быстро и бескровно.
Держава Ататюрка продемонстрировала верность здравому смыслу и способность вести самостоятельную внешнюю политику на основе национальных интересов. Как-никак, Россия занимает второе место в списке главных внешнеторговых партнёров Турции после Евросоюза, а российско-турецкий торговый оборот превышает 30 млрд долл. в год.
Несмотря на тяжёлую международную обстановку и наличие серьёзных противоречий во взглядах Москвы и Анкары по отдельным региональным проблемам (таким как сирийская, нагорно-карабахская и кипрская), обе стороны осознают ценность партнёрства и опасность конфронтации.
Возвращение в Египет
В феврале нынешнего года Владимир Путин после 10-летнего перерыва посетил с визитом Египет. Это ознаменовало начало возвращения России на Ближний Восток и восстановление российско-египетских связей, прерванных «арабской весной» и правлением исламистов в «стране пирамид».
После отстранения от власти представителя исламистов Мухаммеда Мурси и убедительной победы на президентских выборах выходца из военных кругов Абдул-Фаттаха Ас-Сиси Египет стал для России более удобным и предсказуемым партнёром. Желание нынешнего египетского руководителя проводить многовекторную внешнюю политику и вести страну самостоятельным курсом созвучно интересам Москвы.
Одним из перспективных направлений сотрудничества России с Египтом, как и в случае с Турцией, является энергетика. В ходе визита Путина в Каир «Росатом» и Минэнерго Египта заключили соглашение о развитии проекта по строительству АЭС в Арабской Республике Египет. Это позволит российской госкорпорации принять участие в тендере на сооружение первой египетской атомной электростанции. Под данный проект Москва готова предоставить Египту кредит. Более того, наша страна готова помочь египтянам создать собственную атомную отрасль мирной направленности.
А пока строительство АЭС остаётся намерением, Россия вносит весомый вклад в обеспечение Египта энергоресурсами. Например, за минувший год она поставила «стране фараонов» более 1,4 млн. тонн нефтепродуктов, к тому же более шестой части собственной нефтедобычи Египта приходится на долю российской компании «Лукойл».
Большой потенциал содержится в российско-египетских торговых связях, и сейчас складываются очень благоприятные условия для его раскрытия. По состоянию на прошлый год товарооборот Египта и России составил всего 4,6 млрд долл., тогда как с Турцией Россия наторговала более 30 млрд долл. В то же время по сравнению с 2013 г. российско-египетский товарооборот увеличился более чем на 80%. В основном, этому способствовало значительное наращивание импорта египетской сельхозпродукции в Россию в условиях ограничений на поставки из стран Запада.
Мощный толчок развитию двустороннего торгово-экономического сотрудничества придаст переход на взаиморасчёты в национальных валютах и создание зоны свободной торговли между Египтом и Евразийским экономическим союзом. Эти шаги уже прорабатываются в Каире, Москве и на уровне ЕАЭС.
Не последнее место в отношениях РФ и АРЕ занимает военно-техническое сотрудничество. Египет является крупным и стабильным покупателем российского вооружения, сумма заключённых оружейных контрактов превышает три млрд долл.
Дальнейшему укреплению всесторонних российско-египетских связей способствует практически полное совпадение мнений Москвы и Каира по острейшим вопросам ближневосточной повестки дня: сирийской, иракской, палестинской.
Кипр: несогласие с русофобией
Очередным свидетельством изменения геополитических настроений в восточно-средиземноморском регионе в пользу России стал визит президента Кипра Никоса Анастасиадиса в Москву. Неудивительно, что в Госдепе США выразили недовольство этой поездкой кипрского лидера.
Сильный резонанс на Западе вызвало подписание обновлённого соглашения о военном сотрудничестве России и Кипра, дающего российским военным кораблям право заходить в кипрские порты для заправки и пополнения запасов при выполнении гуманитарных, антитеррористических и антипиратских операций. В европейских столицах и за океаном принялись усиленно нагнетать страхи, называя эту договорённость началом превращения Кипра в военный плацдарм России против ЕС и НАТО. Но эту примитивную ложь нетрудно развенчать, стоит только напомнить, что на острове давно располагаются две военные базы Великобритании и оккупационный контингент турецкой армии (в так называемой «Турецкой Республике Северного Кипра»). Собственно, кипрские порты нужны России для уменьшения затрат на постоянное присутствие своей флотской группировки у берегов бушующего Ближнего Востока.
Кипр выражает категорическое несогласие с политическим курсом Евросоюза в отношении России, тем самым посылая Брюсселю сигнал о необходимости скорректировать общеевропейскую внешнюю политику в сторону адекватности и учёта интересов стран-членов сообщества. Запретительные меры Евросоюза и ответное продовольственное эмбарго Москвы уже привели к падению российско-кипрского товарооборота, что во многом обусловлено преобладанием продуктов питания в российском импорте из Кипра.
Во время визита в Москву кипрский президент Анастасиадис раскритиковал антироссийские санкции и выступил в поддержку диалога Запада с Россией по преодолению украинского кризиса. Можно возразить, что всё это лишь слова и за ними не последуют конкретные политические шаги Никосии, такие как ветирование продления или возможного принятия новых санкций против Москвы. Между тем, в Кремле от островного государства никаких решительных действий не ждут и уж тем более не требуют, прекрасно понимая, что политическая «свобода рук» у Кипра весьма ограниченная. Но в Никосии стремятся к развитию связей с Москвой и в этом уже есть позитивный момент.
Важное место в отношениях России и Кипра занимает инвестиционное сотрудничество. Островное государство входит в пятерку ведущих инвесторов в российскую экономику (объём вложений - 65 млрд долл.), в то же время на долю России приходится 80% всех поступающих на Кипр зарубежных капиталовложений (33 млрд долл.). По сути, Кипр выполняет функцию крупного канала привлечения инвестиций в РФ, хотя значительную их часть составляют ранее вывезенные из нашей страны и «отмытые» на острове деньги.
Прочной основой двусторонних политических связей служит последовательная позиция Москвы по решению кипрской проблемы путём преобразования острова в двухобщинную двухзональную федерацию с единым неделимым суверенитетом. За это ей благодарна Никосия.
Российско-кипрские взаимоотношения сохраняют позитивную направленность вопреки внешнему противодействию, и это придаёт им дополнительную ценность.
Россия-Греция: старт перезагрузки?
Отношения России и Греции с самого момента установления и по сегодняшний день развиваются в дружественном ключе. Тому способствуют общие страницы истории, единство веры русских и греков, схожие взгляды двух стран по многим злободневным темам международной политики. Тем не менее, в последние 5-6 лет российско-греческие связи утратили былой размах и динамизм.
Приход к власти в Греции левой партии СИРИЗА позволяет надеяться если не на «новую весну», то хотя бы на оптимизацию российско-греческих отношений. Первым шагом в этом направлении стал визит греческого премьер-министра Алексиса Ципраса в Россию. Поездка не принесла договорённостей о предоставлении Греции газовых скидок, крупного кредита или снятии с неё продуктового эмбарго. Но она задала позитивный импульс отношениям двух стран, повысив вероятность достижения выгодных соглашений с Россией в обозримом будущем.
Новый глава греческого правительства стремится выстроить конструктивные связи с Москвой и жёстко критикует антироссийские санкции, называя их «тупиковой политикой» и «дорогой, ведущей в никуда». Он убеждён, что новая архитектура безопасности в Европе должна включать в себя Россию, а Греция могла бы стать мостом между ней и Западом.
Не секрет, что и без того несчастная греческая экономика пострадала от ограничений на поставки продуктов питания в Россию, введённых в ответ на санкции Евросоюза. Около половины всего объёма греческого экспорта в РФ составляла продукция сельского хозяйства, поэтому неудивительно, что в предыдущем году двусторонний товарооборот снизился на 40%, составив 4,2 млрд. долларов.
Москва не станет делать для Греции исключение и выводить её из-под действия продуктового эмбарго, о чём ясно высказался президент России в присутствии гостя из Эллады. В конце концов, Афины в своё время хоть и вынужденно, но поддержали на уровне ЕС решение о введении запретительных мер против России. Однако Путин предложил эллинам другой вариант – создание совместных российско-греческих сельхозпредприятий. Это поможет греческим фермерам проторить тропки на российский рынок.
Интересы Москвы и Афин пересекаются в сфере энергетики. Греция изъявила желание присоединиться к проекту «Турецкий поток», прекрасно понимая, что это её шанс превратиться в ключевой газораспределительный узел Южной Европы. К тому же это укрепит энергетическую безопасность страны и позволит ей рассчитывать на газовую скидку от России, которая обеспечивает две трети потребностей Греции в топливе. В свою очередь, в Москве допускают возможность кредитования совместных с Афинами транзитно-энергетических проектов.
Немаловажно, что Греция благосклонно относится к военно-морскому присутствию России в Средиземном море и его наращиванию, усматривая в этом противовес Турции. Для Москвы же представляет ценность голос Афин в поддержку политического урегулирования сирийской проблемы без силового вмешательства извне.
Ко всему прочему, Греция для России является важным союзником в борьбе с участившимися попытками переписывания истории Второй мировой войны. Кстати, по итогам переговоров в Москве Путин и Ципрас приняли Совместное заявление по случаю 70-й годовщины Дня Победы. Лидеры двух стран решительно осудили попытки пересмотра и искажения значения Великой Победы, назвав её определяющими факторами героизм Красной Армии и самоотверженность советских граждан.
Израильская конъюнктура
На недавних парламентских выборах в Израиле убедительную победу одержала правая партия «Ликуд», возглавляемая премьер-министром страны Биньямином Нетаньяху. Как известно, его отношения с американским президентом Бараком Обамой и ранее были очень прохладными, а сейчас они хронически обострились. Израильский премьер пользуется поддержкой американских «республиканцев», а президент США выступал за международное признание палестинской государственности и призывал Израиль вернуться к границам 1967 года. Но самый ощутимый разлад в незыблемый американо-израильский союз внесло не это, а соглашение по иранской ядерной программе. В Вашингтоне его называют достижением, в Тель-Авиве – прямой угрозой национальной безопасности.
Глубокое охлаждение отношений с Соединёнными Штатами и отказ Израиля участвовать в антироссийской кампании вовсе не означает, что их союзнические связи находятся на грани разрыва. Тем не менее, ситуация играет на руку Москве, расширяя ей пространство для манёвра в регионе Восточного Средиземноморья за счёт некоторого сближения с еврейским государством.
Обращает на себя внимание ещё одна важная деталь: будучи частью западного лагеря, Израиль не ввёл санкций против России и занял подчёркнуто нейтральную позицию в украинском конфликте. Это создаёт определённые предпосылки для расширения торгово-экономического взаимодействия двух стран (сейчас годовой товарооборот составляет три млрд долларов). Определённые надежды на интенсификацию экономического сотрудничества возлагаются на зону свободной торговли между Израилем и Евразийским союзом, о создании которой сейчас ведутся переговоры.
Отстоять Сирию!
Для России главным вызовом в восточно-средиземноморском регионе остаётся сирийский кризис, длящийся уже четыре года. Москва последовательно выступает за урегулирование вооружённого противостояния в Сирии путём переговоров оппозиции и власти, но США, Турция и монархии Персидского залива настаивают на прямой интервенции в страну с целью свержения режима Башара Асада. В прошлом году ситуация в САР серьёзно изменилась не в пользу законного правительства, что связано с выходом на авансцену террористической группировки «Исламское государство». Между тем, именно Сирия под руководством Асада остаётся самым верным союзником и главным доброжелателем России на Ближнем Востоке. Если Москва отречётся от этой страны, то она не только утратит ближневосточный форпост, но и подорвёт доверие других региональных государств-партнёров.