Москве придется подписать с Киевом новый контракт на транзит газа в Европу из-за невозможности в нужные сроки достроить «Северный поток — 2», заявила замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Наталья Бойко.
Утверждение украинской чиновницы ложно во всех аспектах. Во-первых, «Северный поток — 2», безусловно, будет достроен в срок. Во-вторых, газотранспортная система (ГТС) Украины разваливается и скоро полностью выйдет из строя, как предполагают специалисты немецких компаний. С этой точки зрения наше руководство может подписать любые бумажки, но если ГТС развалится, транзит газа через Украину станет физически невозможным.
Украина пыталась привлечь деньги или товарный кредит для приобретения компрессоров для ГТС, чтобы заменить те, что выходят из строя. Средства один раз им выдали, и тогда их успешно разворовал Яценюк, в дальнейшем, когда они просили деньги, они получали отказ за отказом.
Но ГТС Украины еще до конца не разрушена, они периодически заменяют отдельные блоки, изготавливают почти кустарным путем запасные части. То есть они ее как-то поддерживают, хотя в последние пять лет финансирование ГТС на Украине составляло 10% от необходимого. Если какую-то часть удастся вытянуть, тогда соглашение о транзите может быть подписано, но оно будет очень ограниченным, то есть на небольшой срок и небольшие объемы поставок.
На мой взгляд, перспективы трехсторонних переговоров по соглашению о транзите газа с участием Еврокомиссии очень туманны, потому что слишком много противоречий. У Украины, например, есть претензии не только к России (а она в лице «Нафтогаза» требует миллиарды долларов и хочет, чтобы через нее качались огромные объемы газа), но и к Евросоюзу, потому что последний, с точки зрения Киева, недостаточно помогает Украине.
Украина хочет полностью сидеть на шее других стран, но другие страны, как ни странно, сопротивляются. Киев слишком явно отказывается предпринимать какие-либо шаги, направленные на то, чтобы улучшить положение Украины. Кроме того, Еврокомиссия действует в русле политики США, поэтому она не может быть довольной Россией по определению. Так что между тремя партнерами складываются такие отношения, что каждый из них недоволен двумя остальными.
Из-за этого возникает большая неопределенность. Во-первых, в связи с неважным техническим состоянием ГТС Украины, во-вторых, из-за позиций участников переговоров.
|