Сирийская арабская армия совместно со своими союзниками продолжает зачищать от Исламского государства западный берег Евфрата и прилегающие районы. После взятия Абу-Кемаля войска не смогли продвинуться восточнее из-за интенсивных боевых действий в окрестностях города и севернее. За это время проправительственным силам, разделенным на два фронта, почти удалось соединиться близ Абу-Кемаля. А это значит, что все отряды Исламского государства в Хомсе и на западе Дэйр-эз-Зора оказались окружены. Это большой успех, но военное руководство арабской республики, вероятно, не удовлетворено.
Дело в том, что еще совсем недавно главной целью после взятия «последнего оплота ИГ» считалось форсирование Евфрата. Войска должны были перебраться на другой берег и продолжить свое победное шествие вдоль границы с Ираком. Однако этого не произошло, и с каждым днем шансов становится все меньше. Причина в том, что в той части Дэйр-эз-Зора уже несколько месяцев идут боевые действия между ИГИЛ и Сирийскими демократическими силами. Последние почти полностью состоят из курдов. До недавнего времени у них не получалось организовать ни одной успешной атаки на засевших в нефтеносных районах Дэйр-эз-Зора террористов. Однако в ноябре ситуация поменялась — двигаясь вниз по течению Евфрата, курды сумели за неделю приблизиться к Абу-Кемалю всего на несколько десятков километров.
Не раз заявлялось, что после взятия Ракки этот город будет одной из главных целей для Отрядов народной самообороны. Тем не менее, действующая в Сирии группировка Хезболлы, союзная Дамаску, подоспела быстрее всех, а вскоре к ней присоединились части Сирийской арабской армии и иранские отряды. Вероятно, это сильно огорчило лидеров демократических сил, потому как в ответ на это они всего лишь за несколько дней умудрились преградить путь правительственным силам на восток и юго-восток провинции Дэйр-эз-Зор. Курды в короткие сроки преодолели отделявшее их от Абу-Кемаля расстояние, и сейчас они могут любоваться видом на боевые действия вокруг города с восточного берега Евфрата.
Остаются ли у Сирийской арабской армии шансы продвинуться дальше, преодолев курдский заслон? И как будет продолжаться гражданская война в Сирии, об этом мы поговорили с турецким военным экспертом Керамом Йылдырымом.
— Исламское государство все еще контролирует часть провинции Дэйр-эз-Зор. Долго оно еще продержится?
— Исламское государство уже не представляет никакой угрозы. Его больше не существует, есть только террористическая организация. Их много, и Исламское государство — одно из тысяч. Они готовят теракты, совершают их, как это делает Аль-Каида или Рабочая партия Курдистана. Но это не дает им власти, а укрепляет международное сообщество в борьбе против них. Теракт в Египте (речь о нападении боевиков на мечеть в египетском Бир-аль-Абиде, в результате которого погибло более 230 человек — авт.) подтверждает это. Исламское государство всегда практиковала террор в Сирии и в других странах. От их действий погибло много невинных людей, и это заставило международные силы начать полноценную войну с ними. За несколько лет Исламское государство удалось уничтожить.
— Но оно еще контролирует территории на востоке и юго-западе Сирии.
— Анклав на юго-западе продолжает существовать из-за сложной обстановки. Вмешательство Израиля осложняет положение местных сил (вероятно, речь о вооруженной оппозиции, внутри владений которой и находится террористический анклав -авт). Из-за случайных авиаударов много жертв, разрушенной техники. Израиль может нанести удар когда угодно, не предупреждая оппозицию или мирных жителей. Ситуация изменится, когда международное сообщество сможет убедить Израиль не применять агрессию по отношению к случайным группам в Сирии. Но на востоке Сирии другая ситуация. Исламское государство там больше ничего не контролирует. Восток Сирии пустынен и там нет крупных поселений. Можно быть уверенным, что террористы уже покинули многие поселения, потому что охранять их бессмысленно. Они не представляют никакой угрозы. Но это не значит, что в регионе безопасно. Там есть другие угрозы.
— Какие?
— Отряды народной самообороны являются террористической организацией. Они оккупировали часть Сирии, как это сделало несколько лет назад Исламское государство. Сейчас они контролируют крупные и средние города в Ракке, Хасаке, Дэйр-эз-Зоре, Алеппо. Они контролируют почти всю границу с Турцией, что создает большие риски для безопасности в районе. Мы знаем, что они поддерживают террористическую деятельность Рабочей партии Курдистана — они отправляют в Турцию оружие и инструкторов. Но теперь они хотят забрать большой участок границы с Ираком. Это создает угрозы для суверенитета Ирака и для его безопасности. Иракские курды продолжают считать себя независимыми и не хотят иметь ничего общего с официальными властями, и сирийские курды их поддерживают, обещают помочь. Что это будет за помощь? Терроризм? Вооруженные люди больше ничем не могут помочь.
— Курды смогут взять под свой контроль этот участок границы с Ираком?
— Они смогут, но за их будущее нельзя сказать ничего. Они дошли до Абу-Кемаля, но здесь у них случилось сражение с людьми, которых идентифицируют как наемников из России. Если это так, то курды могут оказаться в очень тяжелом положении. Россия за политическое урегулирование последствий поражения Исламского государства, но она будет любой ценой оказывать поддержку своим людям в Сирии. Это может привести к тому, что Отряды народной самообороны отойдут севернее или попросят переговоров. Возможно, так удастся избежать захвата границы с Ираком. В любом случае, на Отряды народной самообороны должно оказываться международное давление, потому что без этого может начаться очередной ближневосточный кризис. Турция договорилась с Россией и Ираном. А недавно США решили избежать конфликта, перестав отправлять оружие Отрядам народной самообороны. Возможно, это связано с совместным обращением Турции и России к США о предоставлении оружия потенциально опасным для них формированиям. Сейчас надо знать, что в будущем Сирия может быть федерацией, но Отряды народной самообороны должны быть распущены.
|