Алексей Васюков, КМ.Ru, 18 апреля 2014 года
Европейское единство, судя по всему, постепенно перестает таковым быть. Большая дружная коммунальная квартира хотя и переругивалась небрежно, но до раздела имущества дело пока не доходило. Кризис на Украине становится настоящей проверкой чувств для таких непохожих соседей по Евросоюзу.
В четверг Европарламент принял резолюцию, в которой потребовал от Совета ЕС усилить второй этап санкций против России. В частности, парламентарии призвали «принять меры против российских компаний и их дочерних предприятий, особенно в энергетическом секторе, а также в отношении российских инвестиций и активов в ЕС, и пересмотреть все договоренности с Россией с целью их возможного приостановления». При этом «газопровод «Южный поток» не должен быть построен и должны быть доступны другие источники поставок».
Первая мысль, которая возникает в голове, – что весна в Брюсселе наступила как-то слишком быстро, и что депутаты уверены, что у них там больше никогда не похолодает. Так же, судя по всему, посчитали и в Софии, поскольку практически сразу же появились сообщения, что Болгария демонтировала символическое начало трубопровода, сваренного еще осенью прошлого года. Удивительно, когда они все это успели сделать. Немного прояснили ситуацию слова Венцислава Евгениева, руководителя района Медковец, где и должен начинаться трубопровод: «Трубы действительно сняты с бетонных подпор и перевезены для временного хранения на склады речного порта города Лом». В общем, нельзя исключать, что несколько труб просто увезли от греха подальше сразу же после торжественной сварки, задолго до решения Европарламента. Что, собственно, подтверждает и председатель Геополитического центра Евразия – София профессор Петко Ганчев: «Были сняты некоторые трубы, чтобы подготовить трассу для прокладки первого участка. Но это – чисто технологические, строительные процессы».
В общем, и российское Минэнерго, и болгарские власти поспешили опровергнуть связь с решением Европарламента. Более того, министр энергетики Болгарии Драгомир Стойнев заявил, что его страна по-прежнему заинтересована в реализации проекта. «Если комиссия примет решение, чтобы остановить проект газопровода «Южный поток», Болгария будет требовать, чтобы вся упущенная для нас выгода была компенсирована», – отметил министр. Объем претензий можно предположить. Только в 2014 году строительство «Южного потока» должно было добавить к ВВП страны 2%, а это чуть больше 2 миллиардов евро.
Его российский коллега Александр Новак также счел необходимым публично заверить всех в нормальном положении дел: «Мы продолжаем работу с Еврокомиссией, проект не остановлен, реализация проекта проходит в соответствии с межправительственными соглашениями». Стоит напомнить, что реализация «Южного потока» и раньше встречала сопротивление, а потому новое выступление Европарламента не сильно повлияло на настроения. Напомним, в конце прошлого года еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер потребовал привести соглашения о строительстве «Южного потока» в соответствие с нормами Третьего энергопакета ЕС, которые, в частности, устанавливают, что один поставщик может использовать не более 50% трубопроводных мощностей, а остальное должно выставляться на аукцион. Уже через месяц была создана рабочая группа, и до сих пор все шло своим чередом.
Директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев уверен, что в данном случае Европарламент играет почетную роль пугала, которое «не очень понимает, как устроена мировая экономика в целом и экономика Европы в частности». По его словам, реально решения будут приниматься совсем другими людьми: «Нанести урон России без ущерба для себя Европа не может. «Газпром» занимает более 30% европейского рынка газа, и альтернативы ему нет. Есть газ Катара, но пока сохраняется нынешняя власть в Сирии, это неактуально. Газ из США возможен только через несколько лет, будет значительно дороже и потребует масштабных вложений в инфраструктуру. «Южный поток» – это решение проблемы украинского транзита. Даже если, как считается, Украина передаст свою газотранспортную систему консорциуму компаний из США и ЕС, криминально-политические риски транзита сырья через Украину останутся в силе в обозримом будущем. «Газпром» уже подписал соглашения со всеми странами «Южного потока». И, вероятно, когда напряжение вокруг Украины спадет, Европа согласится на все условия российского газового холдинга».
Впрочем, украинский фактор в этих переговорах тоже не стоит недооценивать. Понятно, что строительство «Южного потока» снизит российские риски отбора газа во время транзита через Украину, и нам тоже придется идти на определенные компромиссы. Долг Украины перед Россией – 16 миллиардов рублей, напоминает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. По его словам, лишь в случае строительства ветки в обход можно прекратить «бардак с оплатой российского газа». «Одним из вариантов урегулирования задолженности могла бы стать продажа Украиной контрольного пакета своей газотранспортной системы «Газпрому», – считает аналитик. Правда, пока украинские власти от этого категорически отказываются. Но в обмен на отказ от строительства «Южного потока» можно попросить Еврокомиссию попросить Киев быть посговорчивее.
Руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отмечает, что, поддерживая нынешнюю украинскую власть, Европа сама оказалась в ловушке: «Им приходится успокаивать Украину и обещать сохранение транзита через Украину. Но Украина сейчас подставляет Европу, по-другому не скажешь. Очевидно, что зимой будет замерзать Юго-Восток Европы прежде всего. Естественно, если сейчас отключат газ, зимой будут серьезные проблемы у стран, которые полностью или почти полностью зависят от транзита. Это Болгария, Босния, Македония, Сербия, Словакия и Словения.
К тому же отказ от «Южного потока» ударит и по другим европейским странам, входящим в консорциум. Помимо Болгарии и Словении, это еще и Австрия, Венгрия, Греция и Хорватия. Все они находятся далеко от центров принятия решений о судьбе Евросоюза, а значит, и о своей судьбе. Следовательно, можно предположить, что если власти ЕС продолжат упорствовать, то и остальные страны тоже могут поднять свой маленький бунт. Профессор Петко Ганчев, на которого мы уже ссылались, об этом говорит со всей определенностью, приводя в качестве примера родную ему Болгарию: «В первые десятилетия так называемая политическая элита была очень зависима от правых сил ЕС и США, но постепенно патриотические силы и левые социалистические силы воспрянули духом и уже не боятся. Как и по всей Европе, идет острая политическая борьба. От исхода предстоящих евровыборов зависит многое для будущего Болгарии и самого Евросоюза».
|