До Европы наконец дошло, что ей грозит зимой и благодаря кому именно.
Украина должна оплатить газовый долг России. Украина может зимой воровать транзитный газ, идущий в Европу, и даже перекрыть транзит полностью. Это все очевидные для России вещи, о которых она предупреждала давно. Но на этот раз они впервые прозвучали из уст еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера. Это знаменует переломный момент в газовых переговорах с Украиной.
«В течение долгой и холодной зимы Украине не будет доставать газа, у нее не будет в достаточном количестве собственного газа, и тогда возникнет опасность того, что газ будут воровать, опасность того, что на пути с Востока на Запад он просто будет теряться», ‒ заявил в четверг еврокомиссар по энергетике и замглавы Еврокомиссии (ЕК) Гюнтер Эттингер.
Вероятность того, что Россия или Украина перекроют газ, «не равна нулю», также признал Эттингер. «Положение сложилось серьезное», ‒ констатировал еврокомиссар. Поэтому Брюссель разрабатывает «сценарии того, что может произойти в самом худшем случае».
Европа впервые прямо признала, что Украина может воровать российский газ по пути на Запад, а также что она может совсем перекрыть транзит в Европу.
Россия тоже может перекрыть транзит в Европу, но только после того, как Киев начнет воровать голубое топливо. Москва об этой проблеме предупреждала. И закрытие такого вентиля – это не игра против ЕС, а право по контракту и вынужденная необходимость. Газпром не может бесплатно снабжать Украину газом. Более того, сам факт воровства Украиной российского газа для Европы уже создаст дефицит газа у европейских потребителей.
Слова Эттингера означают также, что Европа близка к тому, чтобы пожалеть о том, что связалась с Украиной. «Главное, что Эттингер признал, что Украина будет воровать газ, хотя раньше делали вид, что этого не будет. У меня ощущение, что очень близка та точка, когда Европе станет окончательно ясно: Украина не тот партнер. Впервые Эттингер фактически расписался в том, что поддержка Европой Украины создала огромную головную боль самой Европе», ‒ заявил гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Европа понимает Россию
Эттингер также прямо признал, что Россия «с полным правом может ожидать, что Киев оплатит счета за газ». Ранее ЕК либо обходила этот вопрос стороной, либо признавала право России получить оплату, но как-то уклончиво. Например, в начале августа, предлагая промежуточный вариант решения газового вопроса, Эттингер сказал, что он «должен включать в себя полную оплату неоплаченных счетов-фактур». Теперь еврокомиссар высказался предельно четко.
Он также добавил, что «Украина и все остальные страны вправе претендовать на то, чтобы справедливые цены на газ формировались на рынке, а не в политических кулуарах», передает Bloomberg. Цифру, которая бы выражала справедливую цену на газ, он тактично не указывает, как и раньше. Но неоспорим факт, что сама Европа сейчас продает Украине реверсный газ по цене 370–380 долларов за тысячу кубометров. А зимой будет продавать этот реверс как минимум по 425 долларов за тысячу кубометров (как в прошлогоднем декабре). Россия высказала согласие на цену в 385 долларов еще в начале лета.
Есть еще один момент, который сближает позиции Брюсселя и Москвы. Эттингер предостерег от расширения санкций Запада против России в энергетическом секторе. «Как раз именно газовая сфера не подходит для этого», ‒ убежден еврокомиссар. «Иначе в проигравших окажутся все: и Россия, и Украина, и ЕС», ‒ добавил он.
Европа с самого начала настаивала на том, что санкции не должны касаться газового вопроса ни в коем случае. Россия рассуждает в этом же ключе, она не раз подчеркивала, что была и будет надежным поставщиком энергоресурсов в Западную Европу. Украина же неожиданно решила ввести санкционную войну как раз в газовой сфере. Именно Киев принял закон, который дает ему право в одностороннем порядке перекрыть транзит российского газа в Европу.
«Яценюк (премьер-министр Украины) ‒ это тот самый человек, который говорил о плане Украины зимой прекратить транзит, что вызвало жесткую реакцию западных партнеров России и Украины, которые поспешили обратить внимание украинских коллег на недопустимость подобных заявлений», – заявил накануне пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
«Евробюрократы – люди корректные и интеллигентные. Они не могут прямо сказать «да пошли вы», они будут десять раз говорить о том, что нужно заплатить деньги, ‒ рассказывает член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук. ‒ Но корректная фраза, к сожалению, не будет способствовать решению проблемы».
«Янукович ушел, а проблемы усугубились. Заявления нынешней украинской власти, что они найдут решение, сумеют договориться, оказались пустым звуком. Они еще усугубляют проблемы судами», ‒ говорит Корольчук.
При этом Россия даже в таких условиях настроена на диалог и на выполнение контрактов перед ЕС. Неудивительно, что Брюссель встает на сторону Москвы.
«Я с ребятами из Газпрома общался, у них есть настрой, чтобы решить вопрос, они даже рассмотреть вариант кредита Нафтогазу готовы. Но надо договариваться. И без решения политических вопросов не решить эту проблему. Будут подниматься вопросы и о законах, которые были приняты по аренде ГТС, и права Нафтогаза перекрыть транзит», ‒ считает Корольчук.
Почему сейчас
Почему Европа так долго ждала, чтобы признать очевидные вещи, о которых Россия предупреждала еще весной? Потому что зима уже не за горами, а Украина начала выкидывать такие сюрпризы, что европейцы прозрели.
«Весной Европа поддерживала Украину по политическим мотивам. Она считала, что Украина ‒ страна, которая идет в правильном направлении от «страшной» России. И тогда Европа не хотела давать прямые указания и, тем более, заставлять Украину садиться за стол переговоров. А сейчас, я думаю, становится понятно, что Украина – это очень тяжелая для Европы история, очень дорогая и очень рискованная», ‒ считает Константин Симонов.
«Весной были совершенно другие приоритеты. Тогда надо было давить на Россию, поддерживать украинскую «демократию». А так бы получалось, что Европа как бы усаживает Украину за стол переговоров под давлением России», ‒ продолжает гендиректор ФНЭБ.
И еще один важный момент, которого не было весной. «Раньше украинцы просто шалили, думала Европа. Но в последнее время Украина совсем пошла вразнос. Пожалуй, закон о санкциях стал переломным моментом. Украина ни с того ни сего за неделю приняла закон, разрешающий ей в одностороннем порядке перекрывать транзит российского газа в Европу. И Европа запаниковала», ‒ говорит Симонов.
Кроме того, Украина начала еще и указывать европейцам, по какой схеме им лучше покупать газ у России. «Эта идея ‒ переписать европейские контракты, чтобы газ брать на границе России и Украины, и слух о том, что они продадут трубу американцам. Вы представляете, что это за модель для европейцев? Покупать газ на границе России и Украины, имея вот такую украинскую власть, и везти его по трубе, которая принадлежит американцам. И все эти риски предлагается повесить на саму Европу», ‒ рисует картину Симонов.
Европа признала все это, потому что когда произойдет газовый кризис, ей нечем будет оправдываться перед своими избирателями. «Уже сейчас нет горячей воды в Киеве, уже хотят на полтора месяца закрыть школы. Страна готовится к осадному положению. И Европа прекрасно понимает, что они реально могут назло бабушке отморозить уши. Просто тупо замерзать. Это неизбежно будет означать бунты, поэтому, конечно, Порошенко начнет воровать газ», ‒ говорит Константин Симонов.
«А ведь воровство газа – это доказуемые вещи. Есть газоизмерительные станции, можно пригласить европейских наблюдателей, и факт воровства фиксируется моментально. В 2009 году это тоже было сделано, но тогда удалось списать на форс-мажор, мол, ничего не знали. Но тут все известно за полгода. Мы обо всем этом предупреждали», ‒ отмечает наш собеседник. Европа уже просто не сможет свалить всю вину на Россию.
Да и на этот раз воровство газа из транзитной трубы будет иметь куда более серьезные масштабы, чем в 2009 году. И отключение транзита может не ограничиться несколькими днями. По оценкам ФНЭБ, даже при введении всех мер экономии на газе в лучшем случае Украина протянет на имеющихся запасах газа в ПХГ до нового года. Ведь экономия тоже имеет свои пределы. «Вы же не можете оставить весь город Киев без отопления зимой. Это будет уже технологическая катастрофа, трубы будут просто лопаться», ‒ замечает Симонов.
«Уже понятно, что Украина готова любые жертвы принести, там уже никто не думает, что со страной будет. Но Европа-то не может позволить себе такую же «роскошь», ‒ говорит Симонов.
«Европа взяла на себя политическую ответственность за Украину, поэтому, естественно, должна вмешаться. Тем более что страдать ей. Мы потеряем деньги, но у них Юг Европы останется без газа. И европейская бюрократия будет нести за это ответственность. Потому что им было известно об этой истории за полгода. И они ничего не сделали», ‒ говорит Симонов. И за игру против «Южного потока» Брюссель будет нести ответственность, когда та же Болгария, например, замерзнет.
Европа осознала, в какую ловушку может попасть, поэтому лихорадочно теперь пытается усадить Украину за стол переговоров. И со стороны Украины, как мы писали ранее, прозвучали первые более-менее разумные заявления. Продан заявил, что Киев готов покупать зимой российский газ по 385 долларов за тысячу кубометров, а летом, правда, по 320 долларов.
«Это хоть какой-то проблеск рациональности. 385 долларов – это та цена, которую Путин предлагал со скидкой в 100 долларов без всяких обязательств. Раньше Украина говорила «нет», ‒ напоминает эксперт из ФНЭБ.
Однако возникает другой вопрос, как сейчас можно гарантировать то, что Украина вообще будет платить, учитывая падение экономики. Не говоря уже о том, что цена на лето 320 долларов не выдерживает никакой критики.
Таким образом, украинские политики так заигрались против России, что сами вынудили Европу открыто встать на сторону Москвы в газовом вопросе. Теперь решение или нерешение газового вопроса будет зависеть от того, насколько сильно влияние Европы на киевских политиков.
|