В конце апреля, пишет Financial Times (FT), два китайских банка согласились предоставить финансирование проекта сжиженного газа «Ямал СПГ» на общую сумму 12 млрд долларов. Таким образом, финансирование проекта обеспечено теперь полностью. Причем, произошло это даже раньше запланированных сроков. С российской стороны финансирование, по словам первого заместителя директора проекта Дмитрия Монакова, обеспечивают «Сбербанк» и «Газпромбанк».
"Полностью закрыта потребность в финансировании проекта общей стоимостью $27 млрд. Подписаны кредитные договоры с "Газпромбанком", Сбербанком, "Экспортно-импортным банком Китая" и "Банком развития Китая" о предоставлении "Ямал СПГ" кредитных линий, что обеспечивает необходимый проекту объем финансирования, привлекаемого из внешних источников", - сообщил в начале мая Монаков.
«Ямал СПГ» - это второй в России завод по производству сжиженного газа. Его общая мощность составляет 16,5 млн тонн в год. Строительство ведется в три очереди по 5,5 млн т каждая. Проект наполовину уже готов. Предполагается, что первый сжиженный газ уйдет потребителям уже во втором квартале 2017 года.
Главным акционером «Ямала СПГ» является крупнейший в России независимый производитель газа Novatek, которому принадлежат 50,07% акций. По 20,01% акций принадлежат французскому нефтегазовому гиганту Total и китайской нефтегазодобывающей компании CNPC. Оставшиеся 9,9% у инвестиционного фонда Silk Road Fund (КНР), который купил их в марте у Novatek за 1,2 млрд долларов.
Для того, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, Москва предоставила проекту «Ямал СПГ» ряд налоговых преференций. Речь, к примеру, идет о нулевых НДПИ и экспортной пошлине. Местные власти согласились отменить налог на имущество для участвующих в проекте организаций и уменьшили для них налог на прибыль. В прошлом году в список импортной продукции, освобожденной от НДС, было внесено и оборудование для «Ямала СПГ».
Кредиты для Ямальского проекта на 15 лет выделили, сообщает Financial Times (FT), два китайских банка: China Development Bank и Export-Import Bank of China. Две крупных сделки в течение месяца, считает FT, можно считать успехом Москвы. Особую значимость проекту придает то обстоятельство, что сейчас, в период низких цен на энергоносители, подобные крупные проекты повсеместно кладутся на полку. За примерами ходить далеко не нужно. Можно назвать, скажем, замороженный проект компании Woodside Petroleum по строительству комплекса СПГ в Западной Австралии, оцениваемый в 40 млрд долларов.
Ямальский проект очень важен для России, потому что позволяет диверсифицировать поставки газа в Азию и уменьшить зависимость от европейского рынка. К тому же, проект имеет и важное символическое значение, отмечает FT. Он показывает, что Москва может обеспечить финансирование такого крупного проекта даже в условиях санкций. К слову, в черном списке американских санкций и один из владельцев Novatek – Геннадий Тимченко.
Вместе с тем проблемы в энергетическом сотрудничестве несмотря на обилие подписанных соглашений между российскими и китайскими компаниями остаются. Связаны он с тем, что потребность КНР в газе в прошлом году резко снизилась. Пекин довольно успешно сумел покрыть существенную часть потребностей за счет альтернативных поставщиков. Мешает более энергичному осуществлению совместных проектов и вполне объяснимое, по мнению FT, желание Москвы подороже продавать энергоносители и не менее сильное желание Пекина платить за них поменьше.
|