Одобренные Европарламентом поправки к газовой директиве Евросоюза не приведут к остановке строительства «Северного потока — 2», поскольку они касаются только вопросов использования газопроводов, входящих в страны ЕС извне, рассказал RNS ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Как пояснил Юшков, эта директива направлена против «Северного потока — 2», и Европарламент в данном случае использует антимонопольное законодательство в качестве элемента санкционной борьбы. Дело в том, что согласно директиве, на морскую часть газопровода могут быть распространены нормы третьего энергопакета, который запрещает владельцу газопровода поставлять по нему газ.
Кроме того, в качестве дополнительного ограничения могут быть применены правила, которое запретят «Газпрому» использовать более половины мощностей трубопровода, данная мера применяется для «развития конкуренции».
Однако эксперт отметил, что «Газпром» уже подготовил адаптивные меры. В частности, он сможет передать последнюю часть газопровода, которая выходит в Германию, в управление независимой организации. Также можно будет получить исключение из норм третьего энергопакета касательно используемой мощности газопровода, поскольку никто кроме «Газпрома» не имеет физической возможности поставлять по нему газ.
«Поэтому я думаю, что "Газпрому" надо будет требовать исключение из нормы третьего энергопакета для СП-2, указывая на то, что в той точке на дне моря никакой альтернативный поставщик не найдется. А в России есть закон о том, что "Газпром" является монопольным экспортером газа. Так что надо будет давить на то, что это не санкции, а антимонопольные законы, которые призваны развивать конкуренцию, а если конкуренции даже чисто теоретически не может возникнуть, то законы эти применять не нужно», — сказал Юшков.
Он также отметил, что поскольку газопровод идет в Германию, то она может получить право самостоятельно принимать решение о том, распространять ли на него нормы третьего энергопакета, или нет.
Аналогичную позицию высказал и представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов. По его словам, точкой входа трубопровода на территорию ЕС является Германия, поэтому решение вопроса по проекту остается за немецким энергетическим регулятором.
«Представители концерна Nord Stream 2 непреодолимых препятствий на сегодняшний день не видят. Поэтому, я думаю, можно с достаточной долей уверенности сказать, что строительство будет продолжено, и мы рассчитываем, что оно завершится в срок», — цитирует Чижова News.ru.
Ранее Европарламент окончательно одобрил поправки к газовой директиве Евросоюза, касающиеся правил работы морских газопроводов, которые идут из третьих стран в страны ЕС.
На заключительном этапе инициатива должна быть одобрена Советом стран ЕС на уровне министров, после чего законодательные изменения будут опубликованы в официальном журнале ЕС и вступят в силу через 20 дней. У государств-членов ЕС будет девять месяцев, чтобы привести свое национальное законодательство в соответствие с директивой.
13 февраля Совет ЕС и Европарламент достигли предварительного соглашения по вопросу поправок к газовой директиве ЕС. Суть внесенных поправок заключается в том, что европейские нормы в сфере регулирования транспортировки газа будут распространяться на трансграничные газопроводы, пролегающие между входящими и не входящими в ЕС странами. Предлагаемыми изменениями предусматривается возможность предоставления исключений для существующих трубопроводов.
«Северный поток — 2» — газопровод из России в Германию через Балтийское море протяженностью 1220 км и мощностью 55 млрд кубометров в год. Он напрямую свяжет российскую ресурсную базу и европейских потребителей. В начале апреля пресс-служба «Газпрома» сообщила, что компания Nord Stream 2, оператор строительства газопровода «Северный поток — 2», построила суммарно 915 км газопровода.
|