«Газпром» начинает процедуру расторжения контрактов с «Нафтогазом Украины» на поставку и транзит газа из-за того, что Стокгольмский арбитраж при принятии решения по спору двух компаний руководствовался двойными стандартами, сообщил журналистам глава «Газпрома» Алексей Миллер. Власти Украины уже призвали граждан и компании сократить потребление газа.
Ключевой вопрос тут в транзите. Прямые поставки на Украину и так не идут уже более двух лет, а транзит — это проблема европейских стран — партнеров «Газпрома», и с ними надо договариваться и искать выход из сложившейся ситуации.
Спрос на газ на Украине и в Европе значительно вырос из-за морозов, которые пришли в конце зимы — соответственно, выросли и цены на биржах. Проблема подземных хранилищ газа заключается в том, что когда они полные, из них можно много газа доставать, а вместе со снижением объема газа в хранилищах снижается и давление, в результате суточная отдача становится все меньше и меньше.
А поскольку и Европа сейчас испытывает проблемы из-за сильных морозов, они закупают у «Газпрома» все больше и больше газа, соответственно, и Украина испытывает все те же проблемы, поскольку объем газа в их хранилищах сильно сократился. В результате Украина вынуждена закупать газ у европейцев, но они не могут много предложить, потому что им самим не хватает, да и цены сейчас сильно выросли: на бирже сейчас газ стоит больше $300, и Украина вынуждена за это переплачивать.
Получается, Украине проще отрубить своих потребителей от газа, чем столкнуться с проблемами, связанными с транзитом газа. Но мы понимаем, что наступила весна, и потепление вскоре должно прийти, кто-то может быть и замерзнет, но такова жизнь — так Украина относится к своим потребителям.
Тут нужно понимать, что Стокгольмский арбитраж практически полностью пересмотрел параметры контракта между «Нафтогазом» и «Газпромом», который действует до конца 2019 года. Объемы закупки газа, которые там были зафиксированы, были сокращены в 10 раз, плюс цена была привязана к нефтепродуктовой корзине, а теперь она будет привязана к биржевым европейским площадкам.
Все параметры изменились. К тому же был пункт по транзиту: «Газпром» обязался транзитировать через территорию Украины 110 млрд кубометров газа, но никаких штрафных санкций за нарушение объема в контракте прописано не было. Но Стокгольмский суд решил, что штрафные санкции должны быть и наложил их на «Газпром».
Поэтому очевидно, что если европейский суд уже пересмотрел этот контракт по основным показателям, то и «Газпрому» так же нужно это сделать в той или иной форме.
|