Бензин в России подорожает в два раза после выборов президента. Одними из первых ценники в 50 рублей на АЗС увидят жители Приморья. После едва заметного снижения цен на бензин в декабре, посыпались жалобы от нефтяников, которые заявили, что теперь вынуждены работать себе в убыток. В результате, сразу три министерства обязали подготовить к концу марта сценарий, по которому нефтяникам компенсируют потери от снижения розничных цен на бензин. Эксперты уверены: именно этот документ и спровоцирует вполне законный рост “бензиновых” цен, сообщает AutoNews.
Зимой прошлого года нефтяники и руководство Минэнерго достигли соглашения о временной “заморозке” цен на АЗС: ближайшее время они не должны превышать декабрьский уровень. Министр энергетики Сергей Шматко заверил, что его ведомство будет следить за стоимостью бензина на отдельно взятых автозаправках (общим числом 1,6 тысячи).
Владельцы нефтяных компаний на временные уступки пошли, но сразу же выступили с заявлением: с учетом даже едва заметного снижения цен их бизнес из прибыльного превращается в убыточный. Добровольно работать в “минус” нефтяники отказались, результатом чего стал приказ сразу трем ведомствам – Минэнерго, Минфину и Минэкономразвития – о разработке алгоритма компенсации. Какой она будет, станет ясно в апреле: именно к первым числам этого месяца должны завершить работу над документом.
По прогнозам экспертов, автомобильное топливо подорожает примерно в полтора раза на пару с ОСАГО и техосмотром. А значит, следует готовится к тому, что вместо 29-30 рублей за литр Аи-95 придется платить 45-50. Предпосылок для этого предостаточно. Среди них – упомянутый механизм компенсации, состоявшееся в январе повышение акцизов, высокие налоги, глобальная модернизация большинства российских НПЗ.
Об облегчении налогового бремени также говорить не приходится: на сегодняшний день стоимость автомобильного топлива более чем наполовину складывается из налогов. Их доля, по словам замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина, в США составляет 15 % от розничной цены на бензин. В странах Старого Света – 70-80%. В России же на данный момент – 55-65%.
Единственное спасение для автомобилистов – в скорейшем переходе НПЗ на выпуск современного высокоэкологичного топлива, считает Голомзин. Но Евро-5 – это призрачная перспектива 2015 года. Ведь в России до сих пор в ходу бензин класса Евро-2, не соответствующий современным нормам, но стоящий дороже, чем топливо более высокого класса, произведенное из российской нефти и продаваемое на АЗС в Беларуси или США. На экспорт уходит две трети добываемых нефтепродуктов и лишь треть остается для России.
В итоге – страну ждет очередной рост цен. Не исключено, что после зимнего затишья он будет и скачкообразным. Этого мнения придерживается большинство аналитиков-экономистов и лидеров общественных организаций. “Уверен, что, как только пройдут президентские выборы, стоимость топлива вновь будет расти, тем более что нефтяные компании фактически являются главными спонсорами первого кандидата в президенты”, – заявил председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – “Если посмотреть на то, что происходит с ценами на бензин, сразу же станет ясно, что за компании на самом деле являются хозяевами нашей страны. Сколько раз говорилось о сговоре нефтяников, сколько раз ФАС грозила штрафами и приводила угрозы в действие, – однако ничего не изменилось и меняться не будет. Дефицит топлива, который наблюдался в прошлом году, был чистой воды провокацией, это прямой шантаж со стороны руководителей НПЗ. Политика любой нефтедобывающей страны должна быть в первую очередь направлена на обуздание их аппетитов, ведь стоимость бензина определяет уровень инфляции, буквально все цены и их дальнейший рост зависят от стоимости топлива. У властей есть рычаги воздействия на нефтяников, но нет желания и причин, чтобы ими воспользоваться”.
По его мнению, чиновникам просто невыгоден сценарий снижения “топливных” цен в России. Ведь, автовладельцы и их “железные кони” – одна из главных “статей” пополнения бюджета. “Хотел бы напомнить о пресс-конференции Владимира Путина, которая прошла в конце 2009 года. Тогда на вопрос о причинах высокой стоимости бензина был дан вполне конкретный ответ – дешевое топливо не в интересах страны, поскольку именно благодаря завышенным ценникам быстро и качественно пополняется бюджет.
Сценарий компенсации, который разрабатывается в правительстве, в очередной ударит по обыкновенным налогоплательщикам. То есть помимо того, что они оставляют на АЗС огромные деньги, они еще и остаются должны нефтяным компаниям”, – считает общественник.
Его оптимистичный прогноз на апрель 2012 года – 31-32 рубля за литр Аи-92. Ближе к осени и следующей зиме ценники будут совсем другими. “Я нисколько не сомневаюсь, что в этом году бензин в России будет стоить так же, как и ряде европейских стран, – при совершенно другом уровне жизни и уровне зарплат, не говоря уже о низком качестве продающегося в нашей стране топлива”, – заявил Похмелкин.
|